«Количество и качество ваших зубов соответствует тому, насколько вы себя цените».
Исследование PSY2.0 по регенерации зубных тканей.

Мы продолжаем публикацию статей, посвященных научным исследованиям, которые проводят специалисты PSY2.0. В этой статье речь пойдет про наиболее распространенные проблемы с зубами, сопутствующие конфликты и поведенческие стратегии, которые меняют как состояние зубов, так и жизнь к лучшему.
Личный опыт куратора исследования

Рассказывает Антон Казаков, клинический психолог, терапевт PSY2.0:
Антон Казаков, куратор исследования

Ни одна из перспектив меня не обрадовала. Я взял месяц на раздумье и отправился искать другое решение. Именно оно разделило мою жизнь на до и после.

– Во время очередного приема стоматолог сказал мне, что один из зубов в любой момент может выпасть. Диагноз звучал как «гранулёма», а по факту был дыркой в челюсти вокруг зуба, с большим гнойным шариком на десне.

Перспективы были следующие: сереющий пролеченный верхний резец, либо резекция верхушки корня зуба, либо имплант… при условии, что костная ткань челюсти чудесным образом восстановится. Не было гарантий, что план сработает. Единственное, что предрекал доктор, – само собой это точно не пройдёт, надо лечить.
Резекция верхушки корня зуба
Ни одна из перспектив меня не обрадовала. Я взял месяц на раздумье и отправился искать другое решение. Именно оно разделило мою жизнь на до и после.

На тот момент я увлекался психологией и знал о существовании Новой Германской Медицины. Однако был скептично настроен, что все объясняется биологией 8 класса и легко решается. Тем не менее, я потратил деньги, предназначенные на «лечение» гранулёмы, на обучение психосоматике.

В процессе обучения наблюдал за тем, как сокращается моя гранулема – она уменьшилась в размерах с 5*7 до 0 мм. Снова и снова я сталкивался с одной и той же установкой – нужно быть хорошим мальчиком. А хорошие мальчики зубы не показывают. На каждой сессии я работал над изменением этого убеждения, учился быть не хорошим, а просто собой. И через 15 сессий рентген показал, что вокруг корня моего зуба снова была костная ткань. Сама собой прошла не только гранулёма, но и во многом поменялась моя жизнь.

Оказалось, что и правда, когда меняешься внутри, меняется не только тело, но и все вокруг: жизнь, отношения, среда обитания. Такого в стоматологии не купишь.

Снимки зубов Антона Казакова. До и после
Так я увидел, что психосоматика работает. На своем опыте убедился, что наши болезни – это просто биологическая адаптация тела под ощущения себя в окружающей среде. Чтобы гранулема исчезла, мне потребовалось 15 проработок и 20 часов терапии, в течение которых я обнаруживал те или иные поведенческие стратегии, негативные установки, менял их, в свою очередь, тело начинало по-новому адаптироваться.

Чуть позже уже в качестве специалиста по психосоматике я работал и с другими стоматологическими диагнозами – боль, флюс, открытый нерв. А спустя пару лет появился проект Наука 2.0, и я понял, что хочу исследовать тему зубов, точнее «могут ли они так же спокойно регенерировать, как и разрушаться?» Так появилось исследование регенерации зубных тканей.

Научно-исследовательский проект, посвященный регенерации зубных тканей на примере кариеса и адентии

Проект стартовал в июле 2020 года, куратором которого стал Антон Казаков, клинический психолог, специалист PSY2.0. В тестовом исследовании работали 8 специалистов с диагнозами кариес и адентия в двух возрастных группах: 1,5-6 лет и 30-45 лет. В процессе был отработан протокол воздействия, проведены психологические тестирования и опросы. Вот некоторые из полученных результатов:

  1. За кариесом и адентией стоят различные поведенческие стратегии. Основные из них представлены ниже.

Основные виды конфликтов, которые приводят к визиту к стоматологу
  1. Поменять эти стратегии в голове – не равно поменять их в жизни, а значит, не равно включить биологическую потребность в регенерации. Поэтому в основном исследовании мы ввели домашние задания по интеграции новых поведенческих стратегий в жизнь.Те, кто не выполняют задания, будут исключены из исследования.

  2. Когда люди обнаруживают, с какими переменами им придется столкнуться, чтобы регенерировать зубы, то оказывается, что не все хотят иметь здоровые зубы. Однако в процессе тестового исследования выяснилось, что если менять поведенческие стратегии только в голове, но не производить соответствующие изменения в жизни, то проблем с зубами может стать ещё больше. Поэтому первое, с чем будут сталкиваться участники основного исследования, – с разрешения не улучшать свои зубы и свою жизнь.

В пилотном запуске мы столкнулись с проблемами – так, динамику по кариесу можно отследить только по компьютерной томографии. Мы обратили внимание, что если не давать домашних заданий, то участники ничего не делают. Несмотря на эти нюансы, результаты психологических тестов после исследования уже показывают динамику положительных изменений. Так, 78% участников перестали обесценивать свою одаренность, 80% перестали «держать рот закрытым», 80% стали выражать свои желания, 57% стали чувствовать, что их слышат, когда им важно себя выразить, 83% участников перестали бояться заявлять о себе.

В основном исследовании мы получим также результаты компьютерной томографии, которые должны будут показать, как могут воздействовать психологические методы на регенерацию зубных тканей.

Что такое зуб с точки зрения психосоматики?

Зуб – это орган, который:
а) состоит из двух разных эмбриональных зародышевых листков: эктодермы и новой мезодермы;
б) выполняет определенную задачу в зависимости от его расположения.
Строение зуба с точки зрения биологии
Знание о зародышевых листках помогает понять:
– почему и когда происходит клеточный распад зуба (кариес);
– в каких случаях может происходить клеточный рост зуба (регенерация);
– о чём говорит зубная боль.

Подробнее о зародышевых листках, их биологическом смысле и роли в эволюции можно узнать на обучающих курсах PSY2.0.

Задачи зубов и психологические причины их разрушения

С точки зрения психосоматики, есть несколько причин, почему возникает кариес или крайняя степень его проявления – адентия. Рассмотрим их в зависимости от функции зубов.
Функции зубов в зависимости от их расположения
1. Кариес и адентия резцов возникает в результате запрета (эмаль) и/или невозможности кусать, хватать, скалиться (дентин).

2. Кариес и адентия клыков возникает в результате запрета/невозможности вступать в бой, вмешиваться, впиваться, хватать, ловить, держать, удерживать.

3. Проблемы малых коренных – запрет/невозможность жевать.

4. Проблемы задних коренных – запрет/невозможность перемалывать.

5. И это не только про пищу. С точки зрения автономной нервной системы, которая управляет всеми тканями и органами многоклеточных животных, человек недалеко ушел от животных.

Поэтому каждый раз, когда мы хотим, но не можем или нам нельзя:

– кого-то или что-то «укусить», например, когда мы хотим то, что нам запретили;
– «показать зубы», например, когда нарушают наши границы;
– «разорвать» и «растереть в порошок», например, когда кто-то более сильный поступает с нами несправедливо;
– получить что-то, удержать и «прожевать», например, ожидаемый результат бизнес-проекта;

включаются эволюционные механизмы биологической адаптации, и зубы начинают подстраиваться под созданную нами среду. Другими словами, каждый раз, когда мы начинаем верить, что нам «что-то не по зубам», зубы начинают адаптироваться к этой идее. И иногда это происходит очень болезненно.

О зубной боли

Интенсивно-острая, зудящая боль характерна для эктодермы. Биологический смысл этой боли в том, чтобы мы не делали ничего запрещенного. Не ели сладостей, не огрызались не старших, не давили на зуб, когда он восстанавливается. Когда исчезает всё, что нам нельзя «делать зубами», происходит регенерация эктодермы (эмали).

Бывает также, что нам никто не запрещает «кусаться», и мы очень хотим это сделать, но не имеем возможности. Как собака, которая выполняет все команды, чтобы получить кость, но в итоге не получает. Так выглядят конфликты самообесценивания для зубов. В эти моменты происходит безболезненный клеточный распад новой мезодермы. Когда «проблема» перестает быть актуальной, начинается клеточное восстановление с болью. Сильная, затяжная, давящая, распирающая боль свойственна новой мезодерме в период регенерации после конфликтов самообесценивания. Обычно именно в этот момент человек идет к стоматологу и обнаруживает там область разрушенной, но восстанавливающейся новой мезодермы – кариес. А точнее кариес в процессе регенерации.

В исследовании мы будем не столько работать с болью, сколько отрабатывать стоящие за зубными проблемами конфликты и исследовать возможности естественной регенерации. Так как во время исследования участники могут сталкиваться с зубной болью, а посещение стоматолога для чистоты научного эксперимента во время исследования не рекомендовано, то мы готовим специальные поддерживающие материалы, которые помогут справиться с болью самостоятельно.

Схематичное изображение глубокого и поверхностного кариеса
Случаи из практики участников тестового исследования

Интересной особенностью работы с тканями новой мезодермы было открытие – какое обилие конфликтов самообесценивания может скрываться за обычным кариесом одного зуба.

Случай 1.
Женщина, 41 год. Отсутствие 4-х зубов, с остальных сходит эмаль.

Терапия. В процессе 6 консультаций по зубам специалисты отработали:
– отношения: с мамой, папой, дядей, детьми, бабушкой, мужем, собой;
– состояния: жалкая, некрасивая, проблемная, зажатая, удобная, незаметная, плохая, беспомощная;
– поведенческие стратегии: быть незаметной, держать эмоции при себе, наказывать себя одомашенностью и хозяйственностью.

Результат. После терапии клиентка отметила, что стала более радостной, сильной, свободной, умной, расслабленной, «неудобной», свободной. И научилась: смеяться во весь рот, оригинально шутить, ставить себя на первое место, позволять себе всё, самостоятельно принимать решения. Эмаль больше не сходит.


Случай 2.
Женщина, 34 года. Кариес.


Терапия. В процессе 6 консультаций по зубам специалисты отработали:
– отношения: с мамой, мужем и собой;
– состояния: беспомощная, неполноценная, расстроенная, подавленная, капризная, не принимающая, бестолковая, обиженная, грустная, замкнутая, ущербная;
– поведенческие стратегии: смиряться, прогибаться под систему, обижаться.

Результат.
Состояния: легкая, спокойная, гибкая, легко адаптирующаяся, женственная, свободная, мудрая, мягкая, добрая, расслабленная, уверенная, пофигистичная.
Поведенческие стратегии: проявляться, договариваться, быть открытой миру.


Случай 3
Женщина, 36 лет. Кариес у ребенка 6-ти лет.


Терапия. В процессе 6 консультаций по зубам специалисты отработали:
– отношения: с бывшем мужем, с детьми, с собой;
– состояния: растерянная, нереализованная, неадекватная, ненужная, бессильная, виноватая, тревожная;
– поведенческие стратегии: требовать из дефицита, «кусаться» и винить себя, не разрешать себе допускать ошибки, винить себя за то, что не справляешься, обязательно быть лучшей, вести себя дипломатично и тактично.

Результат.
Состояния:
живая, имею право на разные чувства, легкая, свободная, обычная, легкая, наполненная, игривая, спокойная, расслабленная.

Поведенческие стратегии: проявлять себя, проявлять все чувства, разрешить детям проявлять себя и веселиться, позволить детям быть теми, кем они хотят быть.

Со слов самой мамы, до исследования пломбы ставили каждый год, а после исследования был первый раз, когда в этом не было необходимости. Между окончанием тестового исследования и последним стоматолога прошло 5 месяцев. Мама ребенка поделилась фотографией медицинской карты, это было первое посещение стоматолога за все время посещений, которое обошлось без кариеса и пломб.

Стоматологические вмешательства до участия в исследовании
Стоматологические вмешательства спустя 5 месяцев после участия в исследовании
Комментарий эксперта

Куратор исследования Антон Казаков поделился первыми результатами и рассказал, какие гипотезы нужно будет подтвердить в ходе исследования:

– В тестовом исследовании приняло участие 16 человек. Кто-то работал со своими запросами, а кто-то с запросами детей. И все достигли определенных положительных результатов. В основном исследовании мы обязательно будем запрашивать результаты компьютерной томографии, которая показывает самые точные данные об изменениях в глубине кариозных полостей. Наша задача не только поменять мышление и жизни людей к лучшему, но и точно проследить, что происходит с зубами при воздействии методики PSY2.0.

То, что мы наблюдаем сейчас, определенно говорит о связи зубных диагнозов с поведенческими стратегиями. Можно ли привести зубы к состоянию регенерации или даже вырастить новые, если проработать стоящие за кариесом и адентией модели поведения? Именно это мы и собираемся проверить. С биологической точки зрения абсолютно точно ничего этому не должно помешать!

С января по апрель 2021 года пройдет первый этап основного исследования, в котором примет участие смешанная группа с разными диагнозами. В дальнейшем мы планируем провести через исследование 300 человек и не только отработать гипотезу о регенерации зубных тканей, но и проверить теорию о том, что за каждым конкретным зубом стоит свой определенный конфликт.

Мы планируем проводить наше исследование в течение двух лет. Отталкиваясь от личного опыта регенерации челюсти, уверен, нас ждут отличные результаты. Возможно, даже всем нашим участникам станет всё в жизни по зубам. Это невероятное чувство. Проверено.
Команда за работой
Для тех, кто не проходит по критериям в исследование по регенерации зубных тканей, мы создали проект «Психостоматология». В нём могут принять участие все желающие с любыми стоматологическими диагнозами и пройти как одну проработку психосоматики, так и 4-х месячное исследование на специальных условиях.

Но главная цель, конечно, – наше основное исследование по регенерации зубных тканей естественным путем. Первый поток был запущен в январе этого года, и мы предполагаем, что второй поток будет в мае-июне. Уже видны положительные изменения участников тестового исследования, которыми мы поделились с вами. И в данный момент мы ищем оптимальную модель терапевтического воздействия, чтобы успешно применять её.

Антон Казаков
Клинический психолог, куратор исследования